«Славься, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя» — традиционное обращение к императору римских гладиаторов, отправляющихся на арену.

Культ смерти, культ войны, культ вождя-императора, культ предков — хоть один из них всегда использовался имперскими идеологами на протяжении всей истории человечества. Теперь же, на пике развития массовой пропаганды в России, мы можем наблюдать, как все эти культы причудливым образом слились воедино в виде такого явления, как «Бессмертный полк».

Цитата времен Древнего Рима здесь не случайна. Римская Империя была и остается примером для подражания любой диктатуры, даже в XXI веке. Огромная машина, в которой все силы и ресурсы, культура и техническое развитие, люди — от охлоса до аристократии, всё служило одной цели — войне. Завоеваниям и обращению в рабство целых народов.

В современном понимании Древний Рим, безусловно — фашистская империя.

Первая, а значит — каноническая. Поэтому все современные имперцы и фашисты (часто — и нечто среднее) так благоговейно относились ко всему наследию Рима. Причем не только к собственно тоталитарному формату государства («Вера, царь, отечество» или «Ein Volk, ein Reich, ein Führer» и так далее) но и к идеологии и эстетике.

Начиная от самого простого — «римского приветствия» (с разными интерпретациями: у итальянских фашистов рука двигалась от сердца, а у немецких нацистов — сразу с положения вниз, с напоминанием о все тех же славных предках, да-да) до помпезной триумфальной архитектуры и всевозможных шествий, музыки, поэзии. И, олимпиад, конечно же.

Российская Империя, а далее — ее уродливый конструкт СССР (якобы «социалистическая» недоимперия) в отношении наследования первого Рима тоже не отставали от своих европейских «сестер». Наряду с промышленностью, все те же архитектура, литература, музыка, спорт и примкнувший к ним кинематограф должны были служить правильным, «светлым», целям.

Особая роль была отведена торжествам по поводу 9 мая — дню победы над нацистской Германией. Культ оформился еще в советское время. Но он не носил, как бы там ни было, таких пугающих черт, как в современной России. При всей фальши и искажении реальной истории Второй Мировой Войны, населением Союза он действительно воспринимался как «..праздник со слезами на глазах».

Фразы вроде «можем повторить» зазвучали уже при Путине. В период кристаллизации нового, четвертого Рейха (кстати, почему от этого слова так напрягаются российские имперцы? В переводе с немецкого «Reich» — империя, вы же этого жаждете, не так ли?). И в культе появилось нечто новое.

Смерть. Мертвые, если точнее. Обращение к умершим родственникам, ради получения каких-либо благ — военных побед, например. Древнейшая форма религии, возникшая задолго до политеизма, до пантеона Древнего Рима. Похоже, кремлевские технологи, вдыхая новую жизнь в культ Победы, посчитали уместным обратиться к самым примитивным, низовым формам человеческого мистицизма. Обидно выходит, конечно, но что поделаешь — в России это работает.

«Бессмертный полк» в его современном виде (возникал то он как вполне адекватное мероприятие — вспомнить конкретных людей, прошедших ужасы Второй Мировой) — полностью соответствует определению «культ предков» как религия самых ранних форм организации человеческих общин. С времен матриархальных, позже — патриархальных с переходом в вождество.

Какое-то время культ существовал параллельно с политеизмом, и в Римской Империи в том числе, но с приходом монотеистических мировых религий (христианство, иудаизм, ислам, буддизм) повсеместно исчез. Только у народов, сравнительно поздно принявших мировые верования, он удивительным образом синтезировался с монотеизмом и существует поныне. Например, у большинства уральских народов, в частности, удмуртов.

(Не хотелось вспоминать Шойгу и их совместные с Путиным купания в крови из оленьих рогов. Но что-то в этом есть).

Теперь вернемся к Рейху, гладиаторам и применим к сегодняшней повестке.

Первое — большое количество россиян с большим энтузиазмом относится к вторжению в Украину, это — факт. Второе — допустим, Владимир Путин психически здоров (такое предположение не стоит отметать, все-таки у него есть доступ к наилучшему медицинскому обслуживанию).

Если фюрер (для господ имперцев — «вождь» по-немецки) адекватно воспринимает реальность, он прекрасно понимает — никаких геополитических выгод вторжение его империи не принесет. Ровно наоборот — потери в экономике и влиянии на мировой арене уже колоссальны. Будет только хуже, кроме того — становится все более вероятным военное поражение в Украине. Но ведь гражданам империи нужно дать то, чего они хотят. А они хотят.. чего?

А граждане империи, как и две тысячи лет назад (раз уж им «заходят» такие архаичные вещи, как культ предков), хотят того же — хлеба и зрелищ. Хлеб, какой-никакой, РФ производит, в наше время с этим проблем не будет. А вот зрелища.. Тут нужно все больше и больше, зритель пресыщается, да и пропаганда себя не сдерживала — обещала много и красочно, с радиоактивным пеплом включительно.

Простите, но как бы ужасно это не звучало — Украина для них стала Колизеем. В новом времени, сидя перед большим экраном телевизора, можно ощутить себя зрителем в первом ряду. Жаль только, что кровь убитых женщин и детей не попадает на твое лицо — у римлян это считалось хорошей приметой.

Кое-кто из россиян даже желает приобщится к празднеству, спуститься на арену. Вопрос — знают ли они структуру «представления» и типы гладиаторов и чем все обычно заканчивалось на арене? Были там конечно и «контрактники» — вроде секутариев, имевших хоть какую-то подготовку, оружие и защиту. Но абсолютное большинство, «срочники», — бестиарии, гопломахи, мирмиллоны — были просто мясом. И погибали тысячами на потеху публике. И цезарю.

А еще существует большое отличие Колизея римского от «колизея» российского. Которое, похоже, сами россияне еще не осознали. В Риме на арену посылали преступников, провинившихся рабов, а также пленных галлов, фракийцев, сарматов — в общем, «нерусских» всяких.

А теперь ведь Колизей разрастается до размеров всей Федерации. Вы то, вы кто — провинившиеся рабы? Преступники? «Не совсем русские» из замкадья? Как думаете, помогут вам ваши предки? Рассчитываете, что Цезарь в последнюю минуту повернет палец вверх?

Так-то, morituri — идущие на смерть, вот вам и империя. А Цезарь ваш сидит в бункере и смотрит на свой последний шанс попасть в учебники — в один ряд с Коммодом, Калигулой и Нероном — красную кнопку. Следите за пальцем.

Никита Коржов, политический обозреватель